Нерестовый ход омуля под контролем учёных ВНИРО

09 сентября, 2021

На Байкале ожидают нерестовый ход омуля в крупные притоки озера — реки Селенга, Верхняя Ангара, Кичера, Баргузин и Большая Речка. Раньше остальных миграция начинается у селенгинской популяции байкальского омуля. Поэтому к наблюдениям на р. Селенге полевой отряд Байкальского филиала ВНИРО приступил ещё в конце августа.  

Цель работ — мониторинг нерестовой миграции омуля, учёт количества производителей, поднимающихся на естественные нерестилища, сбор биологического материала для оценки структуры нерестового стада. Собранные данные будут использованы для расчёта численности байкальского омуля. 


Экспедиция состоит из двух групп — мобильной и стационарной. Первая ведет наблюдения в придельтовом участке Селенги — на Селенгинском мелководье протяжённостью 80 км. Здесь учёные отмечают образование преднерестовых скоплений и их перемещение. Информацию мобильного отряда используют в том числе органы рыбоохраны для оперативной передислокации госинспекторов и пресечения фактов незаконного вылова производителей. Стационарный пункт расположен на 35 км от устья Селенги, где и ведётся учёт заходящего омуля. 

Сроки захода производителей, как было установлено многолетними исследованиями, зависят от гидрологических условий реки — чем больше водность, тем позже начинается нерестовый ход. По состоянию на начало сентября уровень Селенги на два метра выше среднего для данного периода значения и продолжает повышаться. В связи со сложившейся гидрологической обстановкой прогнозируется позднее образование преднерестовых скоплений на Селенгинском мелководье в приустьевых участках Селенги и, соответственно, поздний заход производителей в реку. 

Первые проведённые работы подтверждают эти прогнозы. На сегодняшний день обследованы южная, северная и средняя части дельты реки. Преднерестовых скоплений омуля не обнаружено. В створе учётного пункта на 35 км производители омуля также не зафиксированы. 

В этом году специалисты Байкальского филиала планируют продолжить учёт производителей не только традиционным методом контрольных сплавок сетями, но и акустическим способом.